На выставке Busworld Europe 2025 Scania представила свою первую платформу для электробусов. Так компания заходит в сегмент рынка, где Volvo и MAN уже застолбили за собой некоторое лидерство. Новый электробус шведского производителя проезжает 600 км на одной зарядке — конкурентоспособный вариант, хотя и уступающий Volvo с запасом хода 700 км и Lion’s Coach 14 E от MAN с 650 км.
По данным отраслевых аналитиков, рынок электробусов и туристических автобусов растет, и составит 37,5 млрд долларов США к 2030 году по сравнению с 17 млрд в 2024 году. Рост в 14,2% связан в том числе и с тем, что Дания, Новая Зеландия и Нидерланды войдут в число стран, которые в 2025 году введут 100% закупки автобусов с нулевым уровнем выбросов.
Платформа Scania оснащена аккумуляторной батареей на 534 кВт⋅ч (полезная ёмкость 480 кВт⋅ч) и электродвигателем мощностью 330 кВт с возможностью быстрой зарядки до 325 кВт. Компания подчеркнула, что вместимость багажного отделения практически не отличается от вместимости дизельных автобусов, что является важным аргументом для туроператоров.
Карл-Йохан Лёф из подразделения пассажирских транспортных решений Scania, позиционировал запуск проекта как часть более широкой стратегии электрификации. «С запуском новой платформы Scania не только представляет первые электробусы с высоким полом, но и укрепляет наши позиции надёжного партнёра в переходе к устойчивому транспорту», — заявил он.
Платформа ориентирована на междугородние маршруты средней дальности, трансферы в аэропорты и туристические перевозки, а также на системы скоростного автобусного транспорта на развивающихся рынках Африки, Азии и Южной Америки — в тех случаях, когда запас хода в 600 км может оказаться достаточным.
Понимая, что запас хода сам по себе не гарантирует успех, Scania объединяет платформу с услугами зарядной инфраструктуры. Пакет включает в себя интеллектуальные зарядные системы для управления пиковыми расходами на электроэнергию и функцию Scania Charging Access, которая предоставляет операторам автопарков доступ к общественным зарядным сетям, адаптированным для тяжёлых коммерческих автомобилей.
Busworld показывает, насколько быстро развивается сегмент электробусов. Всего несколько лет назад технологии аккумуляторов не могли обеспечить дальние перевозки по коммерчески выгодной цене. Теперь у трёх крупных европейских производителей есть платформы с запасом хода более 600 км — порог, который делает электробусы практичными для большинства междугородних маршрутов. Однако запас хода — не единственный конкурентный фактор. Скорость зарядки, совокупная стоимость владения, сервисные сети и проверенная надёжность в конечном итоге определят победителя. Развитая сервисная инфраструктура и репутация бренда Scania в сфере коммерческих автомобилей могут компенсировать дефицит запаса хода, особенно для операторов, для которых отношения с поставщиками важнее максимальных технических характеристик.
На выставке компания также представила трёхосное низкопольное шасси BEV (Scania Irizar i3) и новое гибридное шасси для электробусов с возможностью подзарядки (Scania Irizar i6S Efficient PHEV), что свидетельствует о многовариантном подходе к декарбонизации, а не исключительно ставке на аккумуляторно-электрические технологии.
Более поздний выход Scania на рынок может быть следствием преднамеренной осторожности, а не технологического отставания. Позволяя конкурентам быть пионерами, Scania могла бы извлечь уроки из трудностей, связанных с ранним внедрением, и выйти на рынок, когда стоимость аккумуляторов снизилась, а инфраструктура зарядных станций расширилась.
Возможно и обратное. Компания может просто отставать. Запас хода в 600 км, хотя и достаточный для многих применений, предполагает, что Scania внедряет технологию аккумуляторов текущего поколения, в то время как Volvo может представляет возможности уже следующих технологий. Вопрос в том, ценят ли операторы максимальный запас хода или же отдают приоритет «достаточному» порогу?