Porsche 911, возможно, самый привлекательный и любимый многими спортивный автомобиль, который находится в непрерывном возобновлении на протяжении многих десятилетий, но не многие знают, что Mazda Miata — это самый продаваемый родстер в истории. Изначально он был разработан как недорогая альтернатива Lotus Elan. Представленный в 1989 году на Чикагском автосалоне, Mazda Miata была воплощением философии дизайна Колина Чепмена, которая гласила: «Лошадиная сила делает вас быстрее на прямых, но легкость делает вас быстрее везде».
Фактически, небольшая масса была ключевым фактором при проектировании Miata.
Согласно Википедии, руководящим принципом команды дизайнеров был Jinba ittai (人馬一体), что означает «единство лошади и всадника». Если вы поклонник родстеров, эта философия идеально передает дух автомобиля — легкий и маневренный.
Mazda никогда не была лидером в разработке электромобилей, хотя теперь она и пытается наверстать упущенное. На прошлой неделе на Шанхайском автосалоне она представила аккумуляторный электрический внедорожник EZ-60, произведенный в партнерстве с Changan. В октябре 2024 года она подала в Патентное ведомство США заявку под названием Electric Automobile. В ней Mazda рассказывает о том, как ее конструкция может быть использована при проектировании седана или других типов транспортных средств, хотя очевидно, что описание и чертежи сосредоточены на небольшом спортивном автомобиле — например, Miata.
Официально следующее поколение Miata или MX-5 — будет оснащено бензиновым двигателем. Несколько лет назад компания действительно поднимала вопрос о создании гибридной силовой установки, но из этого ничего не вышло. Патентная заявка — это скорее концептуальное упражнение. А что, если компания решит в итоге сделать Miata электрической? И как она это сделает?
До сих под все электрические транспортные средства имели конструкцию «скейтборда», где батарея расположена под полом автомобиля как можно ближе к дороге. Для этого есть веские причины. Батареи тяжелые. Чем выше расположен вес, тем больше автомобиль склонен к кренам на поворотах, что делает автомобиль неустойчивым.
Некоторые читатели, возможно, помнят, когда впервые появилась Tesla Model S, и другие автопроизводители пытались выяснить, как делать собственные электромобили, старший инженер Audi сказал, что его компания просто впихнет аккумуляторные элементы в готовые модели, туда где только найдется место — под капотом, в багажнике, под задним сиденьем, внутри дверей и перчаточного ящика — а потом соединит их все проводами. Интересная идея. Она никуда не годится, но это идея. Правде с тех пор «скейтборд» стал выбором по умолчанию практически для каждого электромобиля.
При этом, что любопытно, идея патента Mazda заключается не в использовании большой батареи и конструкции скейтборда. Вместо этого будет использоваться несколько слоев аккумуляторных элементов, установленных в середине автомобиля, где обычно находятся трансмиссия и туннель карданного вала. Согласно патенту, «поскольку батарея установлена в туннельной части, центр тяжести транспортного средства будет близко к центру, тем самым еще больше уменьшая момент инерции».
Это позволяет сохранять центральную развесовку, но на этом все не заканчивается. В туннеле также будет установлен один электродвигатель, соединенный через короткий приводной вал с задним дифференциалом. Согласно патенту, принцип размещения двигателя в середине автомобиля такой же, как при размещении батареи. «Поскольку двигатель перекрывает по крайней мере часть задней части сиденья при виде сбоку, двигатель оказывается ближе к центральной части в продольном направлении. Таким образом, момент инерции рыскания может быть еще уменьшен».
Википедия может помочь нам понять таинственные принципы физики: «Момент инерции, также известный как момент инерции массы, угловая/вращательная масса, второй момент массы или, точнее, вращательная инерция твердого тела, определяется относительно оси вращения. Это отношение между приложенным крутящим моментом и полученным угловым ускорением вокруг этой оси. Он играет ту же роль во вращательном движении, что и масса в линейном движении. Момент инерции тела зависит как от массы, так и от ее распределения относительно оси».
Из этого следует, что чем больше масса автомобиля сосредоточена около его центра, тем более машина манёвренна. Водители иногда используют слово «flickable», чтобы описать хорошо сбалансированный автомобиль, который легко описывает S-образные повороты на максимальной скорости. Buick Roadmaster 1952 года с его рядным 8-цилиндровым двигателем, установленным далеко впереди шасси, мог хорошо прижиматься к дороге, но, если она внезапно становилась извилистой, Buick вздымался и взбрыкивал, как дикий жеребец. Вот почему на протяжении поколений автомобильные дизайнеры сосредоточились на так называемых автомобилях с двигателем средней компоновки, таких как Fiat X 1/9, Toyota MR2 и последний Corvette.
Дизайн Mazda также позволяет разместить дополнительные аккумуляторы. В заявке также указаны батареи, установленные позади каждого сиденья, и батарея, установленная перед пассажирским сиденьем. Porsche потратил немало времени, пытаясь перевести свои модели 718 Cayman и Boxster на питание от батарей. Это довольно легко сделать, когда речь идет о полноразмерном внедорожнике или пикапе, но сложно, когда речь идет о небольших спортивных автомобилях.
Кажется, что вес — это враг. Доступные сегодня батареи просто слишком много весят, чтобы соответствовать идеалу спортивного автомобиля. Однако, легкие батареи уже находятся в стадии разработки, и это означает, что идея электрической Miata может скоро стать реальностью. Двухместный родстер с хорошим ускорением звучит как то, что нужно, чтобы сохранить таинственность Miata для нового поколения водителей.