GM на протяжении многих лет опережал своих основных американских конкурентов с точки зрения инженерии. Впрочем, эти в успехи в основном не распространялись дальше выставочных залов. Когда в середине прошлого века Детройтская тройка наконец решила заняться проблемой японского импорта, Ford и Chrysler придумали Falcon и Valiant. GM ответил моделью Corvair, который, хотя и был наделен несовершенной задней подвеской, отличался множеством креативных идей. К примеру, это был первый серийный автомобиль в Америке, предлагавший двигатель с турбонаддувом — на десятилетие опередивший своих конкурентов.
Затем GM представил Chevy Vega, аккуратный маленький хэтчбек с алюминиевым верхним распредвалом и четырехцилиндровым двигателем. Затем появился Fiero, первый автомобиль с двигателем в посредине и Cadillac Allanté, который был настолько переусложнен, что его было невозможно поддерживать в рабочем состоянии. Совсем недавно появились электрические EV1 и Chevy Volt хотя и канули в прошлое.
Теперь GM выводит на рынок электромобилей неплохие Cadillac Lyriq, Chevy Equinox EV и Chevy Blazer EV. Следующее поколение Chevy Bolt уже близко к производству, а электрические Hummer, Silverado и Suburban скоро поступят в продажу. Всем этим автомобилям понадобятся батареи, и для этого GM заключил соглашение с LG Energy Solution, чтобы построить завод недалеко от Нэшвилла. После завершения строительства этот и еще один завод в Огайо смогут каждую минуту выпускать новый аккумулятор. По данным Bloomberg Hyperdrive, они уже производят больше аккумуляторов, чем Tesla.
Джош Тавел, руководитель отдела проектирования в GM, недавно сказал: «Если рынок хочет больше электромобилей, мы можем их производить».
Мэри Барра, генеральный директор GM с 2014 года, поставила перед собой цель сделать компанию лидером в производстве электромобилей. Прошлый год был трудным для нее. Во-первых, интерес к электромобилям в США несколько остыл. Во-вторых, новая администрация одержима идеей разгромить «зеленую аферу». Хотя эти факторы убедили Ford и Stellantis вновь заняться традиционными автомобилями, Барра в основном придерживалась зеленого курса. Она наняла ветеранов Tesla и предприняла шаги по сокращению расходов.
В рамках этого плана GM строит еще один завод по производству аккумуляторов в Индиане и инвестирует в американские рудники. В конечном итоге видение Барры заключается в создании общенациональной цепочки поставок, подобной той, что есть у BYD в Китае. «Мы хотим предоставить клиентам выбор. В долгосрочной перспективе мы думаем, что спрос на электромобили будет расти, — сказала Барра. Также необходимо создавать больше инфраструктуры для зарядки. Должно быть больше выбора моделей электромобилей в более низких ценовых диапазонах. Я думаю, что со временем это произойдет. Технология аккумуляторов будет продолжать совершенствоваться».
В 2018 году Барра и президент GM Марк Ройсс придумали план по более активному продвижению электромобилей путем инвестирования в конструкцию аккумулятора, которая впоследствии стала назваться Ultium. Идея заключалась в том, чтобы использовать одни и те же аккумуляторные элементы и модули для каждой модели, которую производит компания, и чтобы все они были разработаны внутри компании. Таким образом затраты на разработку новых моделей электромобилей со временем могли бы значительно сократиться.
«Вся стратегия была спланирована без какой-либо выгоды от закона IRA, — говорит Ройсс. — Тем не менее, откладывать решение проблемы в долгий ящик и надеяться на то, что будут приняты какие-либо законодательные правила – это довольно сложный способ ведения бизнеса».
Когда Курт Келти работал в Tesla, Мэри Барра годами пыталась его завербовать, но он не верил, что GM серьезно относится к электромобилям. Теперь же Келти теперь вице-президент по аккумуляторам и устойчивому развитию. «Это моя страсть — избавиться от ископаемого топлива», — заявил он Bloomberg.
Его успех в GM в значительной степени определяется сокращением затрат. В прошлом году компания снизила стоимость батарей на 60 долларов за киловатт-час. Это достижение стало в первую очередь результатом увеличения объема продаж и повышения производительности на заводах. В этом году Келти хочет сэкономить еще 30 долларов. Это позволит снизить стоимость аккумуляторных батарей GM примерно до 100 долларов за киловатт-час — на 50% меньше, чем в 2022 году. Келти сказал, что если это произойдет, то стоимость батарей GM будет ниже, чем у Tesla.
В настоящее время GM и LG используют в своих аккумуляторах Ultium смесь лития, никеля, марганца и алюминия. Аккумуляторы укладываются друг на друга и помещаются в модули. Модуль образуют два десятка аккумуляторных элементов, а 10 модулей составляют аккумуляторную батарею. Отдельные модули необходимы для защиты аккумуляторов, но они также значительно увеличивают вес сборки. Келти, который принимал активное участие в разработке цилиндрических аккумуляторов 4680 в Tesla, теперь считает, что призматические аккумуляторы лучше.
Вопреки своему названию, призматические элементы не имеют форму призм. Они больше похожи на кирпичи, которые аккуратно сложены вместе. Они облачены в твердый металлический корпус, который обеспечивает надёжную структуру. Другими словами, они представляют собой идеальное сочетание легкости и компактности, как считает Келти. Межу тем BMW раньше использовала призматические аккумуляторы, но теперь перешла на цилиндрические, похожие на те, что использует Tesla. Очевидно, что в автомобильной промышленности пока нет согласия относительно того, какой формат лучше.
Ранее GM подписал соглашение о покупке первой партии призматических аккумуляторов у Samsung и разрабатывает собственную версию с LG. Видимо со временем GM переведет свои батареи на призматические, говорит Келти. «Прелесть призматических форм в том, что мы можем сократить количество деталей примерно на 50%, — говорит он. - Вы сокращаете трудозатраты, вы сокращаете первоначальные инвестиции. В целом вы получаете значительное снижение цены».
Использование различных химических составов аккумуляторов также может снизить затраты. По этой причине GM использует литий-железо-фосфатные элементы в некоторых своих моделях. Хотя они и запасают меньше энергии, но они значительно дешевле. GM будет использовать их в новом Chevy Bolt и Chevy Silverado. Вместо 490 миль он будет проезжать 350, но это будет стоить на 6000 долларов дешевле.
Келти также пытается сделать GM менее зависимой от иностранных поставщиков. Для аккумуляторов требуется графит, 90% которого поступает из Китая. Келти хочет перейти с графита на кремний, который можно получить в США. GM также создал совместное предприятие по добыче лития стоимостью 625 миллионов долларов совместно с компанией Lithium Americas Corp в Неваде. Пока эти шаги требуют значительных инвестиций, но сейчас, в эпоху высоких тарифов, они помогут снизить издержки в долгосрочной перспективе.
Продажи электромобилей GM в 2024 году удвоились и сохраняли темп в первом квартале 2025 года. Руководители рассматривают электромобили как возможность представить бренды GM новым покупателям. Более 60% клиентов, покупающих электромобили, никогда раньше не владели автомобилем GM, говорит Тавель, руководитель инженерного отдела. Если GM сможет приблизить стоимость своих электромобилей к стоимости бензиновых моделей, продажи взлетят, утверждает он.