Для многих станет сюрпризом тот факт, что США и Германия — это не единственные автомобильные страны на Планете. Каждый год сотни тысяч новых автомобилей продаются в странах Юго-Восточной Азии. В Сингапуре, Индонезии, Таиланде и Малайзии. Эти рынки традиционно игнорировались немецкими и американскими производителями, в то время как Toyota, Honda, Nissan и Mitsubishi, чувствовали себя здесь превосходно. Однако мир не стоит на месте. В последнее время китайские бренды выходят здесь на первый план.
BYD, который пришел в Индонезию только в июле этого года, уже является шестой по продажам компанией благодаря своему электрическому Seal battery. Причем его стоимость начинается с немаленьких 40 000 долларов. Bloomberg сообщает, что с 2019 года продажи японских автомобилей в Малайзии упали на 5%, в Индонезии на 6%, в Таиланде на 12% и в Сингапуре аж на 18%— и это несмотря на то, что у Toyota, Nissan и Mitsubishi, есть собственные заводы в регионе. В Китае, где продажи электромобилей стремительно растут, у японских компаний нет аналогичных моделей. В итоге это привело к падению продаж японских брендов в стране на 9%. Все шесть японских автопроизводителей потеряли здесь позиции — даже Toyota, которая когда-то была доминирующей силой на китайском рынке.
При этом Toyota упорно продолжает продвигать автомобили с бензиновым двигателем, хотя Китай уже четко развернулся в пользу производства электромобилей. В Индонезии где в 2019 году почти каждый проданный автомобиль был японским, теперь китайские бренды становятся все популярнее. Более актуально это в Таиланде и Сингапуре, где доля автомобилей, произведенных японскими компаниями, сейчас составляет около 35% хотя в 2019 году она превышала 50%.
Общая картина вызывает беспокойство у японских компаний. Потеря доли рынка в Азии предвещает для них спад в Европе и США, хотя китайцам здесь пока сложно из-за карательных пошлин. Вспомним, что японские автопроизводители в свое время не спешили переходить на электрические автомобили и эта стратегия, как оказалось, обходится им теперь очень дорого. Как группа они все больше отстают, в то время как китайские бренды выводят на рынок новые модели, основанные на передовых технологиях аккумуляторов и лучшем программном обеспечении.
Японские компании создали автоиндустрию Таиланда практически с нуля после Второй мировой войны. К концу 1970-х годов японские бренды контролировали около 90% рынка. Их автомобили воспринимались как самые надежные, что в итоге вывело их на вершину рейтингов продаж во всем мире. В 1990-х годах американские и южнокорейские автопроизводители также хотели нацелится на тайский рынок, но потерпели неудачу в борьбе с Японией. Теперь же этот оплот японских производителей открывается для китайских компаний, которые предлагают электромобили по доступным ценам. Приток китайских брендов, таких как BYD, Great Wall Motor и SAIC Motor, за последние два года вызывает сильную тревогу в Японии.
В декабре премьер-министр Таиланда Сретта Тависин отправился в Японию с посланием для японских компаний — действуйте быстро, инвестируйте в электромобили, иначе проиграете. «Вы не одни в этом мире», — предупредил он японских автопроизводителей в интервью японским СМИ.
Японские производители, на долю которых приходится около 75% продаж в Таиланде, предпринимают отчаянные шаги, чтобы удержать свои позиции. Во время поездки Тависина в Японию Toyota, Honda, Isuzu и Mitsubishi заявили, что в течение пяти лет инвестируют 4,3 миллиарда долларов в переоборудование тайских заводов для производства электромобилей, а в конце прошлого года Honda уже начала выпускать здесь свои модели. Звучит многообещающе, но в июле года Honda объявила, что прекратит производство обычных автомобилей на одном из двух заводов в Таиланде в 2025 году. Suzuki заявила в июне, что закроет свой единственный завод в стране. Репутация Японии ухудшается в принципе. Два десятилетия назад японцы могли похвастаться пятой частью мирового производства автомобилей, а сейчас эта цифра упала до 11%.
Китайские компании — грозные конкуренты. GAC Aion, подразделение электромобилей Guangzhou Automobile Group, быстро сосредоточило свое внимание на том, чтобы разрушить доминирование Toyota. Через тайского партнера — Gold Integrate — Aion выпустил электрический седан для рынка такси, который продается всего за 25 000 долларов. Toyota отреагировала снижением цены на свою основную модель почти на 3 000 долларов. Хуан Юнцзе, председатель Gold Integrate, рассказал, что этот шаг стал историческим: «Toyota никогда раньше не падала в цене». В Индонезии Toyota пока самый заметный бренд на дорогах Джакарты, а вот Nissan уже вымирающий вид. Ранее Nissan сообщил о резком падении прибыли из-за устаревшего модельного ряда, повышенными расходами и отсутствием гибридов в Северной Америке. Все это привело к сокращению рабочих мест и производства.
Чтобы дать отпор, японские бренды инвестируют в долгосрочные проекты по разработке программного обеспечения, твердотельных аккумуляторов и других технологий. Ранее Toyota представила прототипы так называемого двигателя внутреннего сгорания с нейтральным уровнем выбросов углерода, который может помочь ей и дальше совершенствовать гибридную технологию. Она также создает собственную новую программную платформу.
То, что переживают японские автопроизводители в Юго-Восточной Азии, является предвестником того, с чем могут столкнуться американские и европейские автомобильные компании. В течение последних 30 лет люди радовались товарам из Китая. Полки в магазинах были заполнены дешевыми китайскими изделиями, но у всего есть и обратная сторона. Американские и европейские производители увидели, что их бизнес уничтожается импортом из Китая, а покупатели естественно хотели покупать дешевле, а не защищать отечественные компании.
Нет сомнений, что недорогие электромобили — это именно то, что нужно Америке и Европе для сокращения выбросов, и все же, если все электромобили будут поставляться только из Китая, они уничтожат местную промышленность. Около миллиона рабочих могут оказаться на улице. Десять лет назад аутсорсинг производства считался разумным решением; теперь это рассматривается как угроза национальной безопасности.
Кстати, теперь мексиканским водителям доступна «Чайка» от BYD. Сколько времени пройдет, прежде чем американцы тоже захотят получить этот недорогой электромобиль? Люди действительно не хотят переплачивать из-за какой-то аморфной политической повестки. Для автомобильной промышленности США наступают неспокойные времена.