Скептиков как всегда достаточно, но идея быстрой замены аккумуляторов на электромобилях привлекает все больше и больше внимания со стороны крупнейших автопроизводителей. К ним присоединилась и японская Mitsubishi, объявив о начале стратегического партнерства с американским стартапом Ample. Инвестиции составят 25 миллионов долларов.
Немалая (а для кого-то совсем немалая) сумма долларов дает понять о серьезности намерений Mitsubishi.
Компания начала работать в этом направлении еще в 2022 году, когда она сформировала стратегическое партнерство с Bosch и китайской фирмой BPSE, филиалом Bejing Automotive Group. Партнерство предполагает развертывание сервиса аккумуляторов Bosch с технологической платформой по замене аккумуляторов BPSE.
На вопрос почему лучше менять аккумуляторы вместо того, чтобы как раньше заезжать на зарядную станцию, Mitsubishi отвечает, что такая концепция нравится владельцам коммерческих автохозяйств, где транспорт должен постоянно подзаряжается. Модель «аккумулятор как услуга» помогает снизить первоначальные затраты на покупку электромобилей и получить мониторинг состояния батарей.
«Спрос на электрификацию растет с каждым днем, но первоначальные инвестиционные затраты, время простоя во время зарядки и неопределенность в части состояния аккумулятора являются одними из основных факторов, препятствующих электрификации коммерческих автопарков. Система Battery-in-the-cloud будет непрерывно контролировать аккумуляторы с помощью ИИ, обеспечивая их максимальный срока службы», — отмечает Mitsubishi.
В 2022 году Mitsubishi и ее технологические партнеры объявили о своем намерении провести концептуальное испытание в Китае, и где-то по пути Mitsubishi встретилась с Ample. К августу этого года Mitsubishi и Ample провели первое испытание на дорогах общего пользования в Киото, Япония. В испытании был задействован легкий электрический грузовик eCanter. В испытании также участвовала фирма Yamato Transport.
Результаты к счастью были обнадеживающими. 9 августа Mitsubishi сообщила, что полностью автоматизированная станция замены аккумуляторов Ample заменила батарею в течение пяти минут. Довольно впечатляюще, хотя Mitsubishi указала, что необходимо продолжение испытаний прежде чем технология выйдет на рынок. Оптимизация цепочки поставок аккумуляторов — это одна из проблем. Например, eCanter поставляется с тремя различными размерами аккумуляторов, а постоянное обновление батарей – это головная боль для подобной технологии.
С другой стороны, доступ к новейшим аккумуляторам является ключевым аргументом в пользу концепции. Как отмечает Mitsubishi, она позволяет водителям всегда иметь на борту варианты последних разработок без необходимости вкладывать средства в покупку новой батареи или электромобиля.
В августовском пресс-релизу также был набросан план лизинга таких электромобилей через Daimler Truck Financial Service Asia Co, который применит свои программы «FUSO Green Lease» для eCanter. В целом это комплексное финансовое решение, которое включает техническое обслуживание, страхование, единый договор, операционную экспертизу и механизм ежемесячного выставления счетов. Mitsubishi подтвердила, что партнерство с Ample бутет продолжено и потребует инвестиций на 25 миллионов долларов. Что в итоге и случилось.
Интересен и аспект применения технологии в свете использования возобновляемой энергетики, поскольку бизнес по замене аккумуляторов одновременно является крупномасштабной системой хранения энергии, что позволяет поддерживать реагирование на спрос коммунальных служб.
Что касается легковых автомобилей, Mitsubishi уже проявила интерес к этому сектору, используя модули Ample, которые могут устанавливаться практически на любое транспортное средство.
Китайская фирма U Power - это еще одна компания захватывающая рынок замены аккумуляторов, которая отличается принципом модульных конструкций систему. Она может масштабироваться от грузовика до велосипеда. Stellantis также захвачен идеей. В декабре 2023 года компания объявила, что ведет переговоры с Ample о помощи в применении технологии для своего коммерческого бизнеса и частных автомобилей, начиная с испытаний 100 электромобилей Fiat 500e. «Fiat 500e является самым продаваемым электромобилем Stellantis», — объясняет такой интерес Stellantis.
Как мы видим инженеры не сидят без дела и частенько подбрасывают нам интересные новости.