На сегодняшний день среди ученых и электромобильных экспертов твердотельные батареи считаются Святым Граалем. Как утверждают эта технология имеет очень много преимуществ по сравнению с обычными литий-ионными аналогами — низкая стоимость, высокая плотность энергии, более быстрая зарядка и низкий риск возгорания.
Японская Honda, в отличии от своего ближайшего конкурента Toyota серьезно восприняла революцию электромобилей и довольно неплохо продает свой внедорожник Prologue (в США). Как утверждают знатоки, в первую очередь потому, что он неплохо выглядит и так же хорошо управляется, как и обычный автомобиль.
Prologue по сути является клоном Chevy Blazer, но может похвастаться индивидуальным дизайном экстерьера и интерьера. При этом, на днях стало известно, что Honda тем не менее прекращает свои отношения с GM и будет производить собственные электромобили. Далее японцы объявили об открытии демонстрационной производственной линии площадью 27 000 квадратных метров по выпуску твердотельных аккумуляторов. Выпуск пока будет налажен в научно-исследовательском центре в городе Сакура, Япония. Оборудование на новом испытательном заводе позволит изучить процесс изготовления и быстро тестировать варианты компонентов и материалов, влияющих на эффективность производства.
Завод разделен на три здания, каждое из которых имеет собственный комплект испытательного оборудования и машин для сборки аккумуляторов. Первое здание предназначено для формирования катодов, второе — для анодов, третье — для приготовления электролита и сборки модулей. При этом все аккумуляторы станут собственной разработкой компании. Хотя твердотельные технологии уже давно на слуху, их создание потребовало от десятков компаний по всему миру потратить десятки миллиардов долларов только за последние 10 лет.
Honda надеется использовать свои аккумуляторы не только в электромобилях, но и в «широком спектре мобильных продуктов Honda», то есть и в мотоциклах, и даже в самолетах. Японские инженеры уже работают с командой разработчиков аккумуляторов, чтобы будущие батареи имели необходимую структуру, материалы и методы производства.
В свете последних новостей, надо понимать, что изготовление аккумуляторного элемента, особенно электродных пленок, может быть таким же сложным, как изготовление некоторых типов кремниевых компьютерных чипов. Из каждой дюжины перспективных лабораторных разработок, возможно, только одна сможет добраться до этапа тестирования. Совсем немногие из них дойдут до массового производства. В ответ на это Honda заявляет, что ее способность прототипировать новые материалы и процессы на макетной сборочной линии позволит ей максимально быстро итерировать все эти факторы и производить в итоге конкурентоспособную по стоимости продукцию. В частности, в компании отметили, что ее твердотельные элементы будут изготавливаться с использованием методов, аналогичных процессу производства аккумуляторов с жидким электролитом. Инновации здесь частично исходят из «техники обработки рулонов», которая позволяет раскатывать слои анода, электролита и катода, а затем прессовать их вместе в непрерывном процессе. В итоге скорость сборки элементов будет иметь решающее значение для снижения их стоимости.
Как мы отметили, твердотельные аккумуляторные элементы имеют много преимуществ. Кто не хочет получить в электромобиле более высокую мощность, большую плотность энергии и быструю подзарядку? Все это замечательно, но пока что такие аккумуляторы скорее всего, будут продаваться дороже обычных. Причина в том, что они не будут выпускаться в больших масштабах. Honda прекрасно осознает этот недостаток, поэтому ее исследования сегодня в значительной степени сосредоточены на изучении возможности массового производства и завоевания конкурентоспособности по стоимости с элементами NCM и LFP, которыми мы пользуемся сегодня.
Honda не одинока в своих поисках. Японские Nissan и Toyota также работают по этой тематике, хотя прогресс Toyota кажется мучительно медленным. Изначально компания обещала, что ее первые твердотельные аккумуляторы начнут появляться в 2020 году, но теперь сроки где-то в туманном 2028-м. В прошлом месяце Stellantis объявила, что ее партнер Factorial испытает свои собственные «полутвердые» элементы, используя «квазитвердый электролит» с литиевым анодом (а не графитом). Как нам обещают испытания на электрических Dodge Charger Daytonas начнутся не раньше 2026 года.
Что касается европейцев, то Volkswagen приобрел долю в американском стартапе Quantumscape, занимающемся производством твердотельных аккумуляторов, который недавно заявил, что уже начал отправлять прототипы неназванным клиентам на тестирование. Вопрос в том, останется ли VW жив, когда Quantumscape наконец начнет полномасштабное производство. Говорят, что BMW также охотится за твердотельными аккумуляторами. В прошлом году компания заявила, что начнет их ставить на некоторых моделях в 2025 году, хотя в последнее время хранит молчание по этому поводу. Видимо энтузиазм по поводу электромобилей в Европе несколько поостыл.
Сегодня журналисты и эксперты рынка судачат какие автомобильные компании, ведущие бизнес сегодня, могут прекратить существование к 2030 году. Honda уже некоторое время находится в этом списке, хотя вроде бы еще подает признаки жизни. Последнее заявление о новом заводе подтверждает то, что Honda достаточно серьезно относится к миру электромобилей и понимает, что необходимо сделать чтобы продолжить существовать в следующем десятилетии. А мы надеемся что все будет хорошо.