Электромобиль с увеличенным запасом хода (Еxtended-range electric vehicles - EREV), — это сегодня самая горячая новость в Китае, который всегда включал подключаемые гибриды (PHEV) в свое определение «новых энергетических транспортных средств» (NEV), тогда как в большинстве других стран, они подразумевались как временный и отвлекающим маневр при переходе от автомобилей к электромобилям.
Аргумент у противников гибридов таков. Зачем иметь автомобиль с двумя силовыми агрегатами, дополнительный вес и проблемы с двойным обслуживанием, когда можно иметь просто хороший автомобиль на аккумуляторе? Во многом на эти мысли повлияла Tesla, которая определила для многих популярность чистых электромобилей. Однако, цена на электромобили оставалась упорно высокой, и при этом обнаружились их серьезные недостатки. К примеру, запас хода зимой был часто был меньше ожидаемого. Что еще хуже, зарядка вдали от дома часто оказывалась недоступной. Застрять на дороге с разряженным аккумулятором — такая перспектива никому не доставляет удовольствия. Даже если это случалось редко, того факта, что это могло случиться, было достаточно, чтобы удержать многих людей от покупки электромобиля.
Китай несомненно думает об этих проблемах и к примеру, изобрел технологию замены аккумуляторов. Заезжаете на станцию и через пять ваш электромобиль готов с полностью заряженным аккумулятором. Это отличная идея, но, опять же, как и зарядная сеть, она работает только если поблизости есть необходимая станция. Короче говоря, отсутствие точки зарядки или замены аккумулятора портит всю идею электромобилей.
Что же остается в итоге? Такой любимый и такой понятный ДВС? South China Morning Post сообщает, что продажи EREV в Китае быстро растут. Благодаря сочетанию электродвигателя и ДВС такие гибриды могут проехать около 600 километров. При этом у BYD есть одна модель, которая имеет общий запас хода 2100 километров! Дэвис Чжан, старший руководитель Suzhou Hazardtex, поставщика аккумуляторов, сказал, что средний EREV стоит примерно на 4220 долларов дешевле чем полностью электрический автомобиль. В итоге, все основные производители электромобилей в Китае, за исключением Nio, либо уже разработали EREV, либо объявили о планах его создания. «Это важный шаг, поскольку десять лет назад автопроизводители избегали этой гибридной технологии из-за плохих рыночных перспектив, — сказал Гао Шэнь, независимый аналитик из Шанхая. — Теперь же большинство компаний сейчас выбирают EREV в связи с их растущей популярностью».
Согласно данным, опубликованным Китайской ассоциацией автопроизводителей, в прошлом году в Китае было продано 623 000 EREV — на 173% больше, чем годом ранее. В прошлом месяце было продано 114 000 EREV — 10,2% рынка электромобилей. «Все больше клиентов выбирают такие гибриды, потому что они дешевле и имеют больший запас хода, — сказал Чжао Чжэнь, директор по продажам дилера Wan Zhuo Auto. — В ближайшие три года продажи должны увеличиться, учитывая плохое состояние инфраструктуры зарядки, особенно на селе».
За последние два месяца по крайней мере три китайских производителя раскрыли свои планы по производству EREV. Например, Zeekr, производитель премиум-класса, заявил, что фирма скоро спроектирует и построит свои первые гибридные модели. Avatr Technology, подразделение, принадлежащее Changan Automobile, преследует те же цели. Все говорит о том, что китайские конкуренты Tesla не сидят сложа руки. Xpeng также приступил к разработке своего первого EREV.
Компания Li Auto из Пекина выпускающая премиальные электромобили, возглавил процесс по внедрению EREV после того, как его основатель Ли Сян заявил, что беспокойство о запасе хода будет основной проблемой среди китайских водителей при выборе электромобиля. По словам Хуана Минмина из Future Capital идея EREV была расценена многими как вялая попытка поддержать стремление автомобильного сектора к электрификации, однако эта технология является решением проблемы инфраструктуры зарядки и ограничений в технологии аккумуляторов. Учитывая это, Li Auto производит только EREV. В прошлом году компания поставила 376 030, что на 182% больше, чем в 2022 году. Эти цифры составили 60% от общего объема продаж EREV в Китае. BYD, Volkswagen, Toyota и другие иностранцы продали здесь 478 000 подключаемых гибридов — около 43% от общего объема поставок электромобилей. В том же месяце прошлого года этот результат составлял 33%.
Что до объемов общей электрификации транспорта страны, то по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, в первой половине года на страну пришлось 65% мировых продаж электромобилей — включая чистые электромобили и подключаемые гибриды. Продажи электромобилей в Китае впервые превзошли продажи обычных автомобилей.
Эксперты должны признать, что ошибались относительно подключаемых гибридов и того, насколько существенно беспокойство водителей по поводу запаса хода электромобилей. Многие из нас критиковали компании за разработку новых платформ, которые подразумевают установку бензиновых двигателей вместе с электродвигателем. Мы говорили, что такие производители слишком робкие и скоро обанкротятся. Мы ошибались. В течение многих лет мы критиковали Toyota за то, что она не включилась в революцию электромобилей. Хотя, теперь надо признать, что компания в это время просто занималась скрытым маркетингом, называя свои гибриды «самозарядными электромобилями», термин, который был многим непонятен.
Правда в том, что гибрид или подключаемый гибрид имеет более низкие общие выбросы, чем обычный автомобиль и это некоторый шаг к решению проблемы загрязнения. Возможно, полбуханки действительно лучше, чем ничего. Ford и GM сейчас говорят о создании большего количества гибридных моделей. Ford, в частности, был даже озадачен огромным спросом на свою гибридную версию пикапа Maverick. Volkswagen заявляет, что разрабатывает новую подключаемую гибридную силовую установку, которая может найти применение в следующих поколениях автомобилей компании. При этом Tesla категорически отказывается от двигателей внутреннего сгорания. Конечно она может отреагировать на ценовую конкуренцию, но некогда не сможет конкурировать с гибридами по запасу хода. Как говорится – хозяин барин.
Итак, что все это значит? Похоже, что подключаемые гибриды будут пользоваться определенным успехом по крайней мере в течение следующих двух-трех лет. За это время, как говорит Goldman Sachs, цены на аккумуляторы снизятся еще вдвое. Кроме того, количество зарядных станций будет увеличиваться. Есть вероятность, что к тому времени, когда Ford, GM, Volkswagen и другие выведут на рынок PHEV, революция электромобилей снова будет в полном разгаре.
Не позавидуешь сейчас генеральному директору какой-нибудь автомобильной компании. Предсказание будущего всегда сопряжено с опасностью, особенно в автомобильном бизнесе сегодня.