На прошлой неделе Volkswagen Group заявила, что ей, возможно, придется закрыть два завода в Германии. Также будет обнулена политика «гарантированной занятости», которой она придерживалась десятилетиями, и которая гарантировала, что работникам всегда найдется место в семье Volkswagen. Эта новость была преподана немецкими СМИ как землетрясение.
В прошлые выходные совет директоров, начиная с генерального директора Оливера Блюма встретился с рабочими на заводе в Вольфсбурге. 10 000 человек заполнили зал заседаний, где они развернули баннеры тапа «Мы Volkswagen, а вы — нет». Еще 5 000 человек находились снаружи. По словам очевидцев, в течение 20 минут шум от скандирований и свиста мешал боссам начать. Как говорят свидетели, во время этого скандала они сидели за длинным столом с каменными лицами.
«Нам не хватает около 500 000 продаж в год, — начал в итоге финансовый директор Арно Антлиц. — что эквивалентно производству двух заводов. Но это не связано с нашим продуктом или плохой работой. Рынка больше нет». Далее Арно обещал за «один или два года» переломить ситуацию. Начальники подсчитали, что в компании работает около 20 000 сотрудников и это слишком много. Оливер Блюм добавил, что компания живет не по средствам — она теряет ежегодно около 1,5 млрд евро уже в течение последних 15 лет.
Профсоюзный глава Даниэла Кавалло, представляющая 120 000 сотрудников компании в Германии, осталась невозмутимой. «Мы — семья Volkswagen, а семья никого не бросает, —заявила она и пообещала «ожесточённое сопротивление». Мы не потерпим закрытий. Забастовки — редкость в истории компании, но их нельзя исключать. Кризис в Volkswagen — это кризис для Германии. Наши заводы — это движущая сила нескольких регионов».
Карстен Бржески, главный экономист финансового института ING, заявил немецким СМИ: «Автомобильная промышленность остается важнейшим сектором в Германии, а Volkswagen играет здесь не последнюю роль. Когда гигант шатается, рушится всё». Другие эксперты обвиняют правительство, заявляя, что оно продвигало зеленую повестку, которая привела к спаду продаж автомобилей на внутреннем рынке и росту цен на энергоносители. Они говорят, что правительство не борется с бюрократией и навредило немецким производителям электромобилей, таким как Volkswagen, закрыв программу субсидирования в конце прошлого года. Саму компанию критикуют за неспособность воспользоваться возможностями рынка электромобилей. К примеру, они желают знать, почему VW не вывел на рынок доступную модель, такую как Beetle. Это одна из многих «ошибок управления» по мнению Кавалло.
В целом проблема касается не только VW. В Европе теперь производится на 2,5 миллиона автомобилей меньше, чем пять лет назад. В Германии в августе рынок электромобилей упал на 69% по сравнению с годом ранее — в основном из-за неожиданных отмен субсидий. Кроме того, каждый пятый электромобиль, продаваемый сегодня в Европе, производится в Китае. Доступный электромобиль от Volkswagen, который должен поступить в продажу в следующем году, производится не в Германии, а в Испании. «С чисто экономической точки зрения аргументов в пользу производства в Германии становится все меньше», — сказала Хелена Висберт из Центра автомобильных исследований в Дуйсбурге.
Одним из краеугольных камней отношений между Volkswagen и его работниками на протяжении последних 30 лет было обещание компании, что каждый сотрудник будет иметь гарантированное рабочее место в Группе. Увольнения, которые являются обычным явлением в отрасли, ранее были не свойственны Volkswagen, но теперь компания изо всех сил пытается приспособиться к текущей рыночной ситуации. Тревожные времена наступили в прошлом году, когда сотни временно занятых были уволены, а не получили постоянную работу как это было принято. Кроме этого компания долгое время была лидером в сфере обучении молодых работников, но сейчас и эта программа забуксовала. На встрече в Вольфсбурге Джанна Лео из GJAV, организации, представляющей программы обучения молодежи, сказала: «Это уже не тот VW, где я начала свою трудовую жизнь». Она добавила, что ее беспокоит отсутствие Zukunftssicherheit — «будущей безопасности» — и ответственности по отношению к молодому поколению. Она обвинила компанию в том, что она вводит в заблуждение новых сотрудников относительно перспектив работы.
В добавок к намечающемуся кризису правительство Германии на прошлой неделе сократило финансирование новых исследований аккумуляторов. По данным Competence Network for Lithium Ion Batteries (KLIB), сокращения поставят под угрозу конкурентоспособность немецкой промышленности. Федеральное министерство образования и исследований (BMBF) подтвердило, что «маловероятно, что какие-либо новые исследовательские проекты по аккумуляторам могут быть запущены с оставшимися средствами». KLIB опасается, что отмена научных-исследований отразится на инновациях, которые так необходимы промышленному применению. Хильдегард Мюллер, президент Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA), сказала: «Хотя правительство Германии еще год назад говорило о том, чтобы сделать Германию центром аккумуляторных технологий, финансирование исследований будет полностью прекращено. Это сокращение является примером противоречия между поставленными целями и реальной политикой».
Какие мысли приходят в итоге. Экономика на самом деле довольно простая наука. В любом экономическом анализе есть понятие gozzintas — деньги, которые идут в наши карманы — и gozzoutas —которые вытекают из наших карманов. Если gozzintas больше, чем gozzoutas, это хорошо. А когда наоборот – плохо. Для Volkswagen наступил период gozzoutas и компания обязана найти способ остановить кровотечение. Но VW виноват не один. Да, импорт китайских электромобилей — это проблема, но эта проблема стала возможной благодаря масштабной государственной поддержке в Китае. Ни одна другая страна не подпитывает свой производственный сектор так, как это делают они. Хорошо это или нет, зависит от вашей точки зрения. Но, очевидно, если Китай вкладывает деньги и ресурсы в исследования аккумуляторов, Германия и другие должны сделать то же самое. Тарифные барьеры могут сдержать волну на некоторое время, но, если европейские конкуренты не разработают собственную стратегию, никакие пошлины их не спасут.
Volkswagen — не единственный производитель, чьи планы по производству электромобилей сорваны. Volvo когда-то стремилась продавать к 2030 году только электромобили, но теперь отказалась от этих планов. Автомобильная промышленность в целом находится в смятении и трудности Volkswagen — лишь часть масштабной картины. Несколько крупных брендов в итоге могут столкнуться с печальным примером Kodak. К 2030 году несколько из них могут присоединиться к длинному списку некогда процветающих компаний, которые в итоге погибнут.
Volkswagen лихорадит, но это лишь часть более масштабного процесса, который дестабилизирует автомобильную промышленность во всем мире. В Volkswagen работают сотни тысяч человек. Если он потерпит фиаско, это вызовет шок во всей мировой экономике и серьезно подорвет Германию в политическом и экономическом плане.