На прошедших выходных Volkswagen сделал шокирующее заявление. Впервые за 87-летнюю историю компания рассматривает возможность закрытия заводов в Германии, что еще раз укажет на проблемы, терзающие европейскую автомобильную промышленность. После многих лет игнорирования избыточных мощностей и падения конкурентоспособности, действия немецкого автогиганта, вероятно, положат начало более масштабным переменам в отрасли. Причины очевидны — попытки Европы конкурировать с китайскими компаниями и Tesla терпят неудачу.
Всего по миру в Volkswagen работает около 700 000 человек и любые изменения в компании волнообразно будут влиять и на другие экономики. Оливер Блюме, генеральный директор Volkswagen Group недавно заявил: «Европейская автомобильная промышленность находится в очень сложной ситуации. Экономическая среда стала еще жестче, и на европейский рынок выходят новые конкуренты. Германия, в частности, все больше отстает и в этой обстановке мы должны действовать решительно». The Guardian сообщает, что Volkswagen может отменить свои планы по выпуску электрического внедорожника на заводе в Вольфсбурге и модели Trinity, запланированной к производству в Цвиккау. Томас Шефер, генеральный директор бренда дополнил: «Закрытие заводов по производству автомобилей и комплектующих нельзя исключать».
Как известно, профсоюзы являются заметной силой в Германии. В этой связи, Даниэла Кавалло, глава производственного совета компании недавно заявила, что профсоюзы окажут «яростное сопротивление» закрытию и обвинила совет директоров в невыполнении обязанностей по эффективному управлению. «С нами не будет никаких закрытий, — утверждает Даниэла. — Вместо того, чтобы делать одностороннюю экономию за счет рабочих, нам необходимо стратегическое переосмысление выпускаемого продукта, процессов, синергии. В конечном итоге на карту поставлена промышленность страны. Мы не позволим VW продать Германию». Карвалло добавила, что руководство компании приняло «множество неправильных решений» за последние годы, включая отказ от инвестиций в гибриды и разработку электромобилей. Вместо закрытия заводов совет директоров должен сосредоточиться на оптимизации производства. Торстен Грёгер, ведущий переговорщик профсоюза IG Metall в Volkswagen, сказал, что закрытие заводов — это «безответственный план, который сотрясает Volkswagen и представляет угрозу экономике страны. Этот курс не только близорук, но и крайне опасен». Торстен пообещал, что профсоюз будет решительно бороться за рабочих.
Reuters сообщает, что планы Volkswagen — это последний удар по Олафу Шольцу, чье правительство было раскритиковано на региональных выборах в воскресенье, в ходе которых крайне правая партия «Альтернатива для Германии» возглавила опрос. Карстен Бжески, руководитель в ING Research, сказал, что решение является последствием многолетней экономической стагнации. «Если такой промышленный тяжеловес должен закрываться, это явный сигнал к тому, что меры экономической политики Германии необходимо усилить». После долгих лет игнорирования избыточных мощностей и резкого падения конкурентоспособности заявление Volkswagen, вероятно, положит начало более широкому переделу в отрасли. «VW осознает насколько ситуация серьезна, — сказал Харальд Хендриксе, автомобильный аналитик Citigroup. — Мы живем в сложном геополитическом мире, и Европа проигрывает битву».
По данным Just Auto, продажи автомобилей в Европе почти на 20% ниже чем до пандемии, а 30 заводов производителей, включая VW, Stellantis NV и Renault SA работают нерентабельно. В их число входит и завод Volkswagen в Вольфсбурге, крупнейший в Европе. Огромные инвестиции, необходимые для конкуренции в производстве электромобилей, потеря дешевой российской энергии и ухудшение перспектив в Китае усугубляют ситуацию. В итоге акции Volkswagen близки к минимуму начиная с 2015 года. В июле группа снизила прогноз после снижения продаж, а расходы на новые модели привели к тому, что денежный поток оказался отрицательным по сравнению с положительным показателем в 2,5 млрд евро годом ранее. Маржа от продаж массовых брендов сократилась. Недавно Audi объявила о закрытии своего завода в Бельгии и переносе производства обратно в Германию.
Подталкиваемый замедлением темпов выпуска электромобилей, генеральный директор Renault Лука де Мео выступил за альянс, который объединит активы по всей Европе. План был бы похож на выпуск самолетов Airbus, когда европейские производители пытались стать конкурентоспособными с Boeing. Но времени для таких инициатив, похоже не остаётся. «Если даже VW задумался о закрытии заводов в Германии, значит море стало неспокойным», — красиво выразился Пьер-Оливье Эссиг, лондонский аналитик AIR Capital.
Volkswagen, ключевая компания послевоенного экономического чуда Германии, десятилетиями шла по пути расширения, покупая Skoda, Bentley и Lamborghini. После скандала с дизелями в 2015 году она отреагировала инвестициями в электромобили, но они в итоге не окупились. Китай когда-то был крупнейшим рынком для компании, но в последнее время она теряет и его. Volkswagen и другие немецкие производители просто не в состоянии идти в ногу с Китаем. Как недавно написал Ларри Эллиотт, экономический редактор The Guardian, «Германия — аналоговая страна в цифровом мире».
Возможно ли, что мы наблюдаем начало масштабной экономической трансформации, которая серьезно повлияет на традиционных автопроизводителей? Если это так, то на кону стоят жизни миллионов рабочих и экономик нескольких стран. Мы думали, что Tesla была движущей, но на самом деле именно Китай оказал наибольшее разрушительное влияние на старых производителей. По сути западные компании посеяли семена собственного разрушения, научив китайцев делать автомобили. Сегодня любой автомобиль можно произвести в Китае в два раза дешевле чем в Америке или Европе. Такого рода экономическое преимущество сокрушит любые барьеры, воздвигнутые для защиты своих производителей.
Многие из нас сочувствуют рабочим в Германии, но есть ощущение, что происходит смена парадигмы огромных масштабов, и последствия будут разрушительными для всех, кто находится на нижних ступенях лестницы благосостояния. Если это произойдет, то политические последствия могут быть непредсказуемы. Возможно, через несколько поколений благосостояние китайских рабочих улучшится, и какая-то другая страна сможет бросить им вызов, но в обозримом будущем, Китай, некогда слуга западных экономик, будет хозяином своей судьбы и судьбы других экономик.