Все наши вещи надо уметь не только хорошо делать, но и хорошо перерабатывать. Следуя этой идее, отделение Университета Граца разрабатывает компактную систему начальной переработки литий-ионных аккумуляторов.
Электромобили прекрасно служат нам на протяжении долгих лет, но в итоге он может либо попасть в аварию, либо просто доживет до старости, когда с ним пора будет наконец-то расставаться. Кузов, сиденья, приборные панели и т. п. переработать мы умеем. А что делать с аккумуляторами, которые все еще содержат ценное сырье? Решение очевидно: их тоже надо переработать. Но легче сказать, чем сделать. Сегодня в мире лишь немногие компании имеют технологии и мощности по переработке батарей для электромобилей. При этом перевозить на их заводы опасно. Для этого как минимум нужен специальный транспорт. То есть все это обходится недешево.
Ученые Юрген Абрахам, Тобиас Копп и Крис Пихлер из Университета Граца озаботились этой проблемой и создали стартап UniCorn. Запатентованный процесс они назвали «ProtectLiB». Их устройство выглядит как компактная установка и имеет размер обычного контейнера, в котором аккумуляторы можно перерабатывать прямо на месте где разбирается электромобиль. «Мы можем отделить литий, кобальт и никель от жидких электролитов. В отличие от существующих процессов, мы делаем это без нагрева элемента», — хвастается Копп, объясняя незаменимость своего изобретения. Выглядит это как революционное решение: разделенные в контейнере материалы больше не опасны, и их дальнейшая переработка и транспортировка на завод по дальнейшей утилизации становятся значительно проще.
Первый прототип изделия находится в кампусе Университета Граца и готов к использованию. Пока что разработчики сосредоточены на утилизации аккумуляторов для электромобилей, а батарейки для телефонов и ноутбуков отложили на потом. Дело в том, что каждая батарея имеет особенный химический состав и «…сложно реализовать единое решение сразу для всех изделий», — оправдывается Копп.
Первый заинтересованный клиент уже нашелся на юге Граца. Копп продолжает: «Наш клиент разрабатывает прототипы аккумуляторов для транспорта, и наша технология ProtectLiB позволит ему частично перерабатывать аккумуляторы непосредственно на предприятии». Не правда ли - очень удобно?