Поклонники технологии перовскитных солнечных элементов все больше уверены в успехе, ведь идея наклеить солнечные элементы на электромобиль кажется достаточно разумной. Пусть площадь его поверхности относительно невелика, но автомобиль обычно греется на солнце по многу часов без движения, а с солнечной батареей на крыше он будет меньше привязан к зарядным станциям и сможет получать большее бесплатной энергии. Ключевой проблемой является вес батареи. Какой смысл обвеивать электромобиль солнечными панелями, если их вес приводит к уменьшению запаса хода. Кроме того, обычные кремниевые элементы являются жесткими, что затрудняет их использование на изогнутых поверхностях кузова.
Несмотря на трудности, некоторые автопроизводители, к примеру, Toyota, начали серьезно рассматривать возможность установки солнечных батарей на крыши своих моделей. Еще в ноябре 2022 года компания представила серию подключаемых гибридов Prius Prime с панелями на крыше. Специалисты могут шутить над таким гибридным решением, но в прошлом году эта работа принесла свои плоды. Журнал MotorTrend объявил Prius Hybrid лучшим автомобилем 2024 года, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны электромобилей.
Если все пойдет по плану, обзоры новинок компании, несомненно, будут уделять гораздо больше внимания солнечным технологиям. С целью дальнейшего изучения преимуществ солнечных панелей, Toyota увеличила свою долю в стартапе EneCoat, с надеждой получать доступ к следующему поколению сверхтонких, сверхгибких, легких перовскитных солнечных элементов.
Техническая пресса в последнее время много внимания уделяет этой технологии, которая подразумевает применение относительно недорогих, выращенных в лаборатории кристаллов, которые имеют превосходные свойства природного перовскита. Созданные из специального раствора, перовскитные солнечные элементы могут быть распылены, окрашены или напечатаны на любой поверхности, что недоступно для обычной кремниевой технологии. Первоначальные попытки использовать перовскит в начале 2000-х годов буквально провалились. Материал сильно страдал от влаги. Тем не менее, наука любит сложные задачи, и EneCoat нашел решение. «Раньше материалы со структурой перовскита синтезировались с использованием неорганических материалов, но в последние годы стало возможным создавать органо-неорганические гибридные перовскитные пленки с использованием органической химии», — поясняют в компании. Компания применяет энергоэффективный низкотемпературный процесс нанесения покрытия для изготовления однородной пленки и Toyota небезосновательно надеется на успех. В изучении новой технологии заинтересована не только Toyota. В своем пресс-релизе, компания Woven Capital отмечает, что она возглавила раунд финансирования серии C для EneCoat вместе с INPEX и Mitsubishi HC Capital.
Помимо мобильных приложений, заинтересованные стороны с нетерпением ждут и других возможностей применения технологии. К примеру, недавно появились гибридные перовскитно-кремниевые солнечные элементы, где перовскит помогает повысить эффективность и снизить затраты на производство батареи, а кремний решает проблему ее долговечности. Эта технология уже готова выйти на рынок. В прошлом месяце, например, британская фирма Oxford PV сообщила, что создала гибридный солнечный модуль, предназначенный для использования в жилых домах, с «беспрецедентной» эффективностью преобразования солнечной энергии в 26,9%. По данным Oxford PV, прирост эффективности составляет 1,6% в сравнении с кремниевыми модулями, которые обычно имеют КПД 25%.
Мировая солнечная индустрия прошла долгий путь с тех пор, как в 1954 году были изобретены первые кремниевые солнечные элементы, а теперь представьте, чего можно добиться в области энергетики, имея в наличии новый, недорогой и универсальный материал.
Есть ли у вас есть какие-либо мысли по этому поводу?