Новости о прорывах в области аккумуляторных технологиях приходят на телетайпы ежедневно. При этом не многие новости имеют отношение к реальному миру. Но есть и достойные внимания. Одна из них от Nyobolt, компании по производству аккумуляторов, расположенной в Кембридже, Великобритания. История звучит так: Nyobolt разработал аккумулятор, который можно заряжать за пять минут и который может обеспечить электромобилю пробег в 1 млн км. То, чем занимается Nyobolt, может решить одну из основных проблем электромобилей — они слишком долго заряжаются.
Nyobolt сделал электромобиль, внешне похожий на Porsche Boxster, с аккумулятором 35 кВтч.
Во время презентации в прямом эфире этот аккумулятор зарядился с 10% до 80% за 4,5 минуты от зарядного устройства мощностью 350 кВт. Многие не знают, но сегодня обычный бензобак в автомобиле имеет емкость около 40–50 литров и заполняется примерно за 5 минут.
«Наши исследования в Великобритании и США, открыли новую технологию аккумуляторов, которая уже готова и масштабируема», — заявил генеральный директор Nyobolt Сай Шиваредди. По данным компании, технология Nyobolt основана на десятилетних исследованиях ученых Клэр Грей и Шиваредди из Кембриджского университета.
Одним из решений того, чтобы аккумуляторы могли быстро заряжаться без ущерба для долговечности, является специальная конструкция, обеспечивающая выделение меньшего количества тепла во время заряда. Кроме того, материалы, используемые для изготовления анодов аккумуляторов Nyobolt, обеспечивают более быстрое перетекание электронов.
В настоящее время Nyobolt ведет переговоры о продаже своих аккумуляторов восьми производителям электромобилей. По словам Пола Марчмента, консультанта компании Arval, инновационная аккумуляторная технология интересна прежде всего для парков коммерческих электромобилей.
Еще одним препятствием на пути более быстрого внедрения электромобилей является отсутствие инфраструктуры заряда. Джек Эванс, автомобильный специалист Blackball Media, сказал CNN: «Устройства, используемые для зарядки батареи Nyobolt в Великобритании редки, поэтому необходимо увеличить установку сверхбыстрых зарядных устройств».
В Северной Америке три из четырех устройств быстрой зарядки это Tesla Supercharger, и практически каждый крупный автопроизводитель в США взял на себя обязательство сделать электромобили совместимыми с технологией Tesla. Хорошо, что аккумулятор Nyobolt совместим с Tesla Supercharger. «Мы хотели бы работать с Tesla, чтобы воплотить нашу цель — сделать время подзарядки таким же, как время заправки автомобиля», — сказал Шиваредди.
Nyobolt утверждает, что ее аккумуляторная технология была протестирована ведущим мировым производителем, который подтвердил, что она может обеспечить более 4000 циклов быстрой заряда, что эквивалентно пробегу в 965 600 км. Однако, как всегда, есть и проблемы. Уильям Кефарт, специалист консалтинговой компании P3 Group сказал, что батареи, подобные той, которую разработал Nyobolt, «теоретически» можно быстро заряжать, но проблема заключалась в производстве в промышленных масштабах. Важнейшим химическим элементом в батареях Nyobolt является ниобий, а в прошлом году во всем мире его добыто лишь около 83 000 тонн. Напротив, в 2023 году было произведено 1,6 миллиона тонн графита, который является наиболее часто используемым анодным материалом. Кроме того, в настоящее время в технологии ниобиевых батарей много неизвестного, и они пока не рассматривается отраслью как масштабируемая технология.
Сфера аккумуляторов продолжает развиваться. То, что сейчас является мировым стандартом, завтра может стать неактуальным. Начинают появляться натриево-ионные аккумуляторы, испытываются новые катодные и анодные материалы. Справедливо сказать, что ниобиевые батареи находятся в зачаточном состоянии из-за низкой добычи этого минерала, но несколько лет назад все беспокоились, что и лития недостаточно, а сегодня он порой на рынке в избытке.
Если Nyobolt прав и ниобий станет популярным, его производство будет расти так же, как и в случае с литием. При этом переход на ниобий подорвет монополию Китая на литий, изменив геополитику производства. Посмотрим.