Прогноз на 2024 год от AlixPartners предполагает, что традиционных автопроизводителей в ближайшие несколько лет ждут очень непростые испытания. Угроза как обычно идет с Востока - китайские производители скоро увеличат свою долю на мировом рынке новых автомобилей до 33 процентов. Финансовые затруднения для прежних лидеров будут все более заметны.
Отчет является тревожным сигналом для автомобильной промышленности. Его выводы предупреждают автопроизводителей о том, что они должны срочно переосмыслить свою операционную модель, и что они должны быть готовы изменить свой подход ко всему — от способа проектирования автомобиля до способов получения доходов от его продажи и обслуживания.
В докладе говорится, что китайские автопроизводители все чаще устанавливают новые стандарты для отрасли. К 2030 году они станут доминирующей силой во всем мире, продав 9 миллионов единиц продукции за пределами Китая, что составит 33% рынка. Рост будет основан на ценовых преимуществах, стратегиях локализации и высоких технологиях, которые отвечают предпочтениям потребителей в отношении дизайна и инноваций.
«За последние полвека глобальная автомобильная промышленность сформировалась под влиянием нескольких переломных моментов, включая появление японских производственных технологий в 1970-х годах, затем подъем корейцев и недавний прорыв Tesla, — сказал Марк Уэйкфилд соруководитель AlixPartners. — Китай способен создавать отличные автомобили, которые быстро выходят на рынок, дешевле, имеют передовые технологии и дизайн. Традиционным OEM-производителям, чтобы конкурировать с китайскими брендами, потребуется нечто большее, чем просто корректировка курса».
Уэйкфилд призвал компании не недооценивать масштабы изменений. К 2030 году транспортные средства на новых источниках энергии, под которыми в Китае подразумеваются аккумуляторные электромобили и гибриды, будут составлять почти половину мировых продаж.
Фундаментальные законы создания автомобилей также претерпят трансформацию. К примеру, сегодня парк автомобилей в США состоит в основном из старых автомобилей, разработанных с использованием аппаратно-ориентированных технологий, а к 2032 году 24% автомобилей должны быть гораздо более технологически сложными. «Автопроизводителей, рассчитывающих продолжать работать в обычном режиме, ждет нечто большее, чем просто резкое пробуждение, — предупредил Эндрю Бергбаум из AlixPartners. — Революция автомобильной промышленности, вызвана невероятным и немыслимым взрослением китайских автопроизводителей, которые делают вещи по-другому. Китайские бренды придают большое значение дизайну и технологиям салона; они сосредоточены на сохранении своего ценового преимущества, они завоевали лидерство в новых технологиях NEV, включая производство аккумуляторов. Эти возможности в итоге и определят глобальный рынок».
На 2024 год прогнозируется, что китайские автопроизводители достигнут 3% доли рынка в Северной Америке, в основном в Мексике. В большинстве других крупных регионов мира доля китайских автопроизводителей будет расти в геометрической прогрессии. Эти регионы включают Центральную и Южную Америку, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Африку, а вот старые автопроизводители, такие как General Motors, в последние годы потеряли значительные позиции в Китае. Согласно отчету, в Европе рыночная доля китайских автомобильных брендов удвоится с 6% до 12% к 2030 году. Forbes добавляет, что китайские бренды имеют преимущество в затратах на 35% и обладают гибкостью для снижения цен. У китайских заводов более низкие затраты на рабочую силу и высокая вертикальная интеграция от сырья до поставщиков компонентов, окончательной сборки и продажи.
Среди выводов AlixPartners можно отметить, что китайские производители электромобилей нарушили правила, касающиеся времени разработки транспортных средств, создавая новые продукты в два раза быстрее — 20 месяцев против 40. В итоге китайские модели на 2–3 года более современнее, чем конкуренты и в среднем находятся на рынке всего 1,6 года. Еще одним моментом является быстрое наращивание объемов экспорта, что побудило китайских автопроизводителей обеспечить собственные транспортные мощности. Кроме того, китайские компании используют подход прямых продаж, который способствует унифицированному и прозрачному обслуживанию клиентов. Они используют несколько каналов для маркетинга и продаж, что приводит к повышению вовлеченности потребителей.
Другие ключевые выводы прогноза AlixPartners на 2024 год включают: Аккумуляторные батареи, составляющие 35% стоимости электромобилей, быстро становятся более дешевыми благодаря инновациям в области химии и снижению цен на материалы. Затраты на сырье в целом снижаются, но автомобили с ДВС все еще доступнее. Стоимость материалов для электромобилей на 85% выше, чем у аналогов с ДВС.
Доминирование китайских компаний является одним из ожидаемых преимуществ субсидий китайского правительства на сумму более 230 миллиардов долларов за последнее десятилетие. Считаете ли вы эти субсидии справедливыми или нет, они произошли, и китайская автомобильная промышленность теперь пожинает плоды. Тарифные барьеры могут предотвратить схлопывание внутреннего производства и потерю сотен тысяч рабочих мест – но это явно не долгосрочное решение.
Стоит ли старым, а особенно технологически отсталым автопроизводителям, продолжать бороться или уже отдаться на милость победителя?